Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Аддзел па адукацыі Столінскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Курение и легкие.Ни один орган не страдает от курения в такой степени, как лёгкие. Это не удивительно, ведь в 1 куб. см. табачного дыма насчитывается до 600 тысяч частиц копоти. Эти вещества оседают в бронхах и лёгких. Слизистые оболочки трахеи, бронхов и мельчайшие их ответвления –бронхиолы, альвеолы, вторыми после слизистой ротовой полости и гортани принимают на себя удар ядовитого смога, исходящего от закуренной сигареты. Одним никотином опасность табачного дыма не исчерпывается. В нем имеется целый «букет» ядов, поглощаемых курящим человеком. Это аммиак, угарный газ, анилин, сероводород, канцерогенные углеводороды, вызывающие рост злокачественных опухолей, синильная кислота. Находящиеся в табачном дыму перечисленные вещества вызывают обильное слюнотечение. Часть слюны при этом проглатывается, и вредные вещества попадают в желудочно-кишечный тракт. Отсюда постоянные боли в области желудка и кишечника, чередование запоров и поносов, прогрессирование язвенной болезни 12-и перстной кишки и желудка, хронические гастриты и энтероколиты, а в самом худшем варианте и рак. Кровь, которая поступает в альвеолы лёгких, вместо того, чтобы обогатиться там, кислородом, встречается с углекислым газом, которого в дыму во много раз больше, чем в воздухе. Последний переводит гемоглобин крови в неспособный переносить кислород метгемоглобин. В результате наступает кислородное голодание, которое усугубляется никотином, вызывающим спазм сосудов. Синильная кислота нарушает процесс внутриклеточного и тканевого дыхания, при этом страдают нервные клетки, что, в конце концов, сказывается на психическом и физическом здоровье курильщика. Одним из тяжелых последствий хронического никотинизма является хронический бронхит, эмфизема легких, бронхиальная астма. При курении значительно снижается сопротивляемость легких различным инфекционным заболеваниям, начиная с вездесущих ОРЗ и кончая туберкулезом, вероятность которого у курильщика очень велика (из 100 больных туберкулезом 95 к моменту развития заболевания курили). Курение и Ваше сердце.Эффект воздействия химических веществ, содержащихся в табачном дыме, на организм является основным фактором риска чтобы заболеть инфарктом миокарда и другими сердечными заболеваниями. ИНФАРКТ МИОКАРДА – сердечно-сосудистое заболевание, характеризующееся образованием инфаркта в мышце сердца в результате нарушения коронарного кровообращения (атеросклероз, тромбоз, спазм венечных артерий). Развитию инфаркта миокарда (большей частью на фоне приступов стенокардии) способствует, в том числе, и курение. Основные проявления: длительный приступ острых сжимающих болей в центре или левой половине грудной клетки, ощущение страха, удушья, коллапс, повышение температуры, изменения в крови и на электрокардиограмме. Больной нуждается в экстренной госпитализации. Курение и Ваш внешний вид.Курение отрицательно влияет на Ваш внешний вид. Оно вызывает пожелтение зубов и ногтей, а так же увеличивает число морщин и приводит к синдрому “Лицо курильщика”. Многие люди считают, что курение помогает контролировать вес. Но на самом деле, бросив курить, в среднем люди набирают не более 3-х кг. Правильная диета и физические упражнения помогут Вам контролировать вес после того как Вы бросили курить. От многолетнего курения мышцы сосудов начинают судорожно сжиматься, в результате в ткани образуется множество маленьких трещин. Эти повреждения приводят к очень неблагоприятным последствиям. Во-первых, кровяные тельца приобретают большую клейкость, образуя кровяные сгустки, а во-вторых, появляются мелкие шрамы, и гладкая сама по себе внутренняя поверхность сосудов становится шершавой. Эти шероховатости способствуют скоплению частичек жира и извести, а это ускоряет возникновение атеросклероза. Курение и зрение.Медицинские исследования показали, что курение может стать причиной слепоты. В основном это происходит с пожилыми курящими от возрастного перерождения глазной оболочки. Исследование показало: курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Среди курящих людей в возрасте от 60 до 69 хуже слышать стали 56,4%. Среди некурящих слух ухудшился у 35,5%. Среди бросивших курить тугоухостью стали страдать 47,3%. Курение и здоровье мужчины.У мужчин курение увеличивает риск импотенции. Курение и здоровье женщины. Курение ведет ко многим осложнениям при беременности, таким как недоношенный ребенок и уменьшение способности к деторождению. Курящие женщины так же могут испытывать более раннее наступление менопаузы. Курящие беременные чаще страдают депрессией. "Легкие" сигареты укорачивают жизнь женщин. Курение и стрессы.Даже если вам не хочется курить, ваш организм уже привык к никотину и “просит еще”. Постоянная потребность в никотине держит вас на пике нервного напряжения, увеличивая стрессы. К счастью этот эффект обратим. Курение и диабет.Если у Вас диабет и Вы курите, то Вы подвергаетесь большому риску осложнений, включая проблемы с глазными сосудами и сосудами конечностей. Курение и рак.Курение может вызвать рак в органах, которые входят в соприкосновение с дымом, такими, как легкие, горло и рот. Так как химические вещества из дыма проникают в кровь, рак может возникать во многих других органах. Курение и другие заболевания.ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ желудка и двенадцатиперстной кишки –хроническое заболевание, характеризующееся образованием язв в слизистой оболочке желудка и (или) двенадцатиперстной кишки, болью в подложечной области через определенное время после еды или натощак («голодные боли»), рвотой, сезонными обострениями (весна, осень). Возможны осложнения: кровотечение, прободение стенки органа, сужение привратника желудка и др. В развитии язвенной болезни немаловажную роль играет и курение. Бронхит, заболевание органов дыхания человека и животных с поражением стенки бронхов. У человека различают бронхит острый и хронический. Признаки: кашель с мокротой, повышение температуры тела, одышка. Одна из основных причин – курение. Эндартериит облитерирующиий (от эндо... и артерия) – хроническое заболевание сосудов с преимущественным поражением артерий ног: постепенное сужение сосудов вплоть до полного закрытия их просвета с омертвением лишенных кровоснабжения тканей (спонтанная гангрена). Проявления: быстрая утомляемость ног, судороги, позже перемежающаяся хромота, мучительные боли. Курение ухудшает течение эндартериита облитерирующего. В тяжелых случаях — хирургическая операция (пластика сосудов, ампутация). Атеросклероз – хроническое сердечно-сосудистое заболевание лиц преимущественно пожилого возраста. Характеризуется уплотнением артериальной стенки за счет разрастания соединительной ткани, сужением просвета сосудов и ухудшением кровоснабжения органов. Одной из причин возникновения является курение. При атеросклерозе венечных артерий сердца возможны стенокардия, инфаркт миокарда, кардиосклероз; при атеросклерозе сосудов мозга – нарушения мозгового кровообращения, в т. ч. инсульт, психические нарушения. Оказание помощи при табакокурении
Если у вас есть проблемы с табакокурением и вы самостоятельно не можете справиться с этой пагубной привычкой, вам нужно обратиться в наркологический кабинет по месту проживания. Здесь вы можете получить профессиональную помощь в борьбе с этой зависимостью. Лица, которые желают бросить курить, могут получить консультацию по данному вопросу у врача нарколога. При необходимости может быть назначен курс лечения. Наркологические кабинеты имеются во всех районах республики. Они входят в состав областных (городских) наркологических диспансеров. Врач-нарколог – консультирует пациента, даёт рекомендации как бросить курить. При необходимости назначает курс лечения. Лечение проводиться амбулаторно, на платной основе.
Когда Вы бросите курить......через 20 минут – после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней; через 8 часов – нормализуется содержание кислорода в крови; через 2 суток – усилится способность ощущать вкус и запах; через неделю – улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах от кожи, волос, при выдохе; через месяц – явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель; через полгода – пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты – начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок; через 1 год – риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину; через 5 лет – резко уменьшится вероятность умереть от рака легких по сравнению с теми, кто выкуривает пачку в день. Подарите себе чистые легкие! Цените и берегите своё здоровье! |
В стране проводится работа по созданию территорий, свободных от курения, запрещено курение в ряде общественных мест.
Согласно Положению о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 (ред. от 30.04.2010) «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» запрещено курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели: в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции; в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена, во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся указанные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения (Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 №23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения»). Ответственность за нарушение данного нормативного акта в виде наложения штрафа в размере до 4 базовых величин предусмотрена статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». Право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных положениями Декрета, предоставляется уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел. Кроме того, в г.Минске на остановочных пунктах трамвайных, автобусных и троллейбусных маршрутов размещено 3046 знаков, запрещающих курение. На указанных территориях размещены таблички с информацией о том, что они являются общественными местами, где курение запрещено (и на основании какого документа), знаки о запрещении курения, организовано информирование посетителей по местным радиоузлам. Контроль за соблюдением решений возложен на районные отделы внутренних дел. Ответственность за нарушение запрета в виде наложения штрафа в размере до 4-х базовых величин предусмотрена статьей 17.9 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». |
Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов.
1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение. 2. А. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете. 3. А. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе. 4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете. 5. А. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете. 6. А. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем. 7. А. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться. |
КЛЮЧИ Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием. Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» - О баллов. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет- зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет зависимости - с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале. |
Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много. Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы… Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу. Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму? Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность. ---------------- Режим дня
---------------- Питание Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.
---------------- Запоминание и усвоение материала
---------------- Составление плана: 1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится. 2. Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя. 3. Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех. 4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. 5. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание. 6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
---------------- Внимание Очень часто бывает так, что во время изучения какого-то предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, чтобы сконцентрировать внимание, сделать так, чтобы не отвлекаться. Можно посоветовать следующее. Во-первых, подготовить специально отведенное для учебы место. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание (например, фотографии). Во-вторых, поза должны быть "собранная", а не "развалившаяся". Сидеть лучше не в мягком кресле, а на твердом стуле. В-третьих, можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые могут вас отвлечь. Для лучшего УСВОЕНИЯ материала необходим активный подход к делу. При изучении предмета, при чтении книги подчеркивайте важные места, выписывайте их, конспектируйте. Многие из вас, наверное, при изучении (обычно — иностранного языка) используют карточки со словами. Очень полезный метод. Его можно использовать и для всех прочих предметов, записывая, например, правила русского языка, физические законы, математические формулы и т.д. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия. ИЗВЕСТЕН ЕЩЕ ТАКОЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ (по-английски он называется "survey, question, read, recite, review", или SQ3R, т.е. "обзор, вопрос, чтение, пересказ, повторение") ПЕРВЫЙ ШАГ — обзор материала: просмотр заголовков и беглое чтение, чтобы представить общее содержание. ВТОРОЙ ШАГ — к каждой теме (заголовку) сформулировать по одному вопросу. ТРЕТИЙ ШАГ — читать текст, и по ходу чтения пытаться найти ответы на поставленные вопросы. ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ — ответить на эти вопросы. ПЯТЫЙ, заключительный, шаг — повторить материал (останавливаясь подробно на трудных местах). ---------------- Запоминание Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить, запомнить. Поэтому запоминание — ключевой момент. А значит, надо научиться хорошо и много запоминать. Вот несколько методов для тренировки памяти вообще. Чтобы запомнить, например, телефонный номер 231-97-75, можно разбить все цифры на группы и придумать для каждой группы простую ассоциацию. Например: 23 — возраст брата, 1977 — год рождения сестры, 5 — месяц ее рождения. Вместо семи единиц информации стало всего три, да и те относятся к семье. Для запоминания имен новых знакомых можно использовать такой метод: повторять имя вслух (например, часто обращаясь к нему по имени). Известно, что слуховая информация дольше удерживается в памяти, нежели визуальная (правда, это верно не для всех), поэтому для запоминания номера телефона, который вы увидели написанным, повторите его вслух несколько раз. ---------------- Мнемонический метод. Для облегчения запоминания какого-то списка несвязанных слов придают ему другую структуру и смысловую нагрузку. Всем с детства известно, как запомнить по порядку все цвета радуги (для тех, у кого еще не было детства, сообщаем: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" - "Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый"). Есть и другие примеры. Астрономы запоминают порядок планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка", а математики — цифры числа "пи" (3,14159265358979) фразой "How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy lectures involving quantum mechanics" (или по-русски примерно, сохранив мнемоническое правило, так: "Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию"). Здесь используется количество букв в словах. ---------------- Метод loci. Для начала надо пройтись по своей квартире (или другому хорошо известному вам месту) в каком-нибудь определенном порядке (например, от входной двери до дальней точки квартиры) и пронумеровать каждый предмет меблировки, который встретится у вас на пути. Запомните этот список. Так как это хорошо известное вам место, это не составит особого труда. Может получиться до двадцати слов. Это основные, ключевые слова, которые вы будете использовать для запоминания совершенно других слов. Предположим, у вас получилось что-то типа: "дверь, вешалка, шкаф", а запомнить вам надо список продуктов, которые необходимо купить в магазине: "сливочное масло, пакет картошки, хлеб". Вы поступаете таким образом: связываете каждый предмет, который необходимо запомнить, с предметом из ключевого списка (предметом мебели) и стараетесь это ярко и красочно представить. Сливочное масло, размазанное по двери, пакет картошки, висящий на вешалке, шкаф, битком забитый хлебом, и т.д. И тогда вам достаточно запомнить эту живописную картину, чтобы запомнить длинный (или не очень) список продуктов. Исследования показали, что этот метод очень эффективен. Предлагали запомнить пять списков по двадцать предметов в каждом. Те, кто использовали метод loci, вспоминали почти в три раза больше предметов, чем те, которые им не пользовались. ---------------- Шпаргалки Буду готовиться со шпаргалкой, но на экзамен ее не возьму! Шпаргалки хороши тем, что во время их приготовления, вы сможете кратко законспектировать объемный материал и лучше его запомнить. Но брать с собой шпаргалки не рекомендуется, так как сама мысль о том, что она у вас есть, будет вам мешать сосредоточиться и лучше ответить. Способ 1. Шпаргалки и техника. Заранее продуманный текст начитывается на кассету. Наушник маскируется пышной прической. Необходим пейджер. В разгар экзамена пищит сигнал. На экране сообщение от бабушки. Показываете экзаменатору, выходите, а там… Способ 2. Шпаргалки от Версаче. Шов пояса юбки или брюк разрезается вдоль и при помощи нитки и иголки делится на кармашки соответствующие количеству билетов. Примечание: в этом варианте необходимо иметь квалификацию портного и фокусника средней руки ---------------- Народные приметы
Приметы помогают уменьшить волнение и тревогу. Они, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И, несмотря на полную свою бесполезность, они позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете приметам. Приметы и талисманы – удел не только слабых и неуверенных людей. Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь. ---------------- На экзамене
А если провалился? ---------------- Запомните: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. Помните – не ошибается тот, кто ничего не делает! А вообще, вы сдадите экзамены, потому что: – не паникуете и не пьёте валерьянку вёдрами; – улыбаетесь; – готовились долго и усердно; – высыпаетесь; – и все эти советы вам не к чему. ---------------- Успехов вам и удачи на экзаменах! |
Однажды осёл фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?» Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осёл мой — старый. Ему уже недолго осталось. Я всё равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец всё равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».
|
Если ты заметил у своего друга(подруги)следующие изменения -
самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (агрессию, направленную на себя), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п. – обратись ко взрослым (дома, в школе).
Кроме названных, изменения в высказываниях на страничке в соцсетях, его сочинения (волнующие темы), стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.
могут стать поводом «бить тревогу».
Выделите для этого в общей сложности один час в день или хотя бы 20–25 минут. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного «утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам). Понятно, что абсолютно все запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбирать наиболее существенное. Это прежде всего данные, которые помогают совершенствовать профессиональные навыки, сведения, связанные с миром увлечений, например коллекционированием. Отсюда основным условием успешного и осмысленного запоминания является использование изучаемого материала в практической деятельности. Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?». Следует больше решать задачи и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить. Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять и углублять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от внимания человека, точнее, от концентрации внимания на запоминаемом материале. Внимание – это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет. Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, не вызывает эмоций и чувств, плохо запоминается. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно. Понять информацию – значит в какой-то мере уже запомнить ее. Не старайтесь заучивать запоминаемый материал как нечто изолированное. Необходимо устанавливать его тесную смысловую связь с практикой, включать его в уже имеющуюся у вас систему знаний. Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. В момент запоминания важна собственная психическая активность, которая проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении, группировке изучаемого материала. Такой материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам. Это развивает память и мышление, и такие формулировки лучше запоминаются. Мы уже отмечали, что запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Можно сказать, что абсолютная новизна информации озадачивает и тяготит память. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым, прошлым опытом. Следует помнить о количестве и качестве нового материала. Пробелы в знаниях не дают возможности хорошо усвоить и запомнить последующий материал. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания. Запоминание – это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания. Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения изучаемой информации и момент ее первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Начинать надо с самого трудного раздела информации, стараясь отделить главное от второстепенного. Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание информации про себя и вслух. Известно, что структурно лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени. Поэтому больше внимания необходимо обращать на середину запоминаемой информации, используя все те условия и приемы, которые мы назвали. Результат запоминания зависит от предшествующей и последующей деятельности человека. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других – утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку. Материал в процессе запоминания необходимо непрерывно систематизировать. Особое значение приобретает способность находить в явлениях, предметах сходство и различие. Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые бы несколько превышали ваши возможности. Говорят, что правильно забыть – наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, т. е. устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т. п. Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но и быстро забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, а помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Если человек эгоистичен, то ему трудно запомнить подробности жизни других, даже близких людей, включая даты дней рождения, зато нюансы проявлений собственного «я» всегда живы в его памяти. Обидчивый человек склонен терзать себя без конца воспоминаниями о причиненных обидах и насмешках, начисто забывая обо всем добром, что сделал для него обидчик. Можно даже сказать: «Скажи мне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты». |
улучшить память Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом. Ананас – любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в большом количестве витамина С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 граммах всего 56 калорий). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день. Авокадо – источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т. д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода. сконцентрировать внимание Креветки – деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 граммов в день. Но! Обратите внимание: солить только после кулинарной обработки (варки или жаренья). Лук репчатый помогает при умственном переутомлении и психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно. Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклады, конференции, концерты) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга. достичь творческого озарения Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, и эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для журналистов и людей других творческих профессий. Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: 2 чайные ложки измельченных семян на чашку. успешно грызть гранит науки Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь. Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока. Черника – идеальный «промежуточный корм» для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ДУШЕ!
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие наши советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение. Паприка – чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормонов счастья» – эндорфинов. Клубника – очень вкусно, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 г. Бананы содержат серотонин – вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы». |
Особенности подросткового возраста. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 —13 лет, у мальчиков — в 13—15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс: Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс Психолого-педагогические требования, касающиеся мотивационной сферы ученика, переходящего в 5 класс 1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть: 2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).
|
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ МЕТОД «5 П» |