Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Аддзел па адукацыі Столінскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Дні тыдня |
Педагагічная дзейнасць па сумяшчальніцтве (настаўнік) |
Педагагічная дзейнасць па сумяшчальніцтве (кір. па ваенна-патр. выхаванні) |
Педагагічная дзейнасць па сумяшчальніцтве (педагог дад. адукацыі) |
|
Панядзелак |
9.00 – 9.40 9.55 – 10.35 10.50 – 11.30 11.45 – 12.25 |
8.00 – 9.00 12.25 – 12.55 |
||
Аўторак |
8.00 – 13.00 |
|||
Серада |
8.00 – 13.00 |
|||
Чацвер |
9.55 – 10.35 10.50 – 11.30 11.45 – 12.25 |
8.00 – 9.30 12.25 – 12.55 |
||
Пятніца |
8.00 – 13.00 |
|||
Субота |
8.00 – 8.40 (АВР) |
11.20 – 12.50 |
9.00-9.40 9.50-10.30 10.40-11.20 |
1 ЭТАП. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В УОСО ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.
При организации воспитательной работы руководитель по военно-патриотическому воспитанию руководствовуется следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII); Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи; Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.; Программой патриотического воспитания населения на 2022-2025 годы, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, является формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.
Основными направлениями деятельности по военно-патриотическому воспитанию в 2023/2024 учебном году являлись:
организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
Данная работа осуществлялась на основании плана работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию.
Все запланированные мероприятия выполнены в полном объёме.
первый урок с участием прокурора Столинского района Федоровича А.Ю. «Беларусь и Я – диалог мира и созидания»;
экскурсия в Речицкий Музей народной славы, урочище Стасино, музей имени С.П.Каплуна (ГУО «Срнедняя школа №2 г.Столина имени С.П.Каплуна»);
участие в выставке детского творчества, приуроченной ко Дню народного единства «О той земле, где ты родился»;
военно-спортивное мероприятие «А ну-ка, парни!», посвящённое Году мира и созидания совместно с военнослужащими пограничной комендатуры «Речица»;
единый урок «Ола – сестра Хатыни», посвящённый 80-летию трагедии в д.Ола;
участие в Республиканском онлайн-семинаре «Только патриот воспитает патриота» (февраль 2024 года);
профориентационная беседа курсантов учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь» Мелешина Д.А. и Щербинского А.В. с учащимися школы;
профориентационная беседа младшего сержанта пограничной службы комендатуры «Речица» Апановича Д.В. с учащимися школы;
участие в подведении итогов областной программы учебно-тренировочных сборов «Победитель», (диплом за достижение наилучших результатов при участии в областной программе учебно-тренировочных сборов «Победитель» по итогам 2023 года);
посещение Музея воинов-интернационалистов в рамках декады «Афганистан в судьбах наших земляков»;
профилактические беседы с учащимися школы совместно с инспектором инспекции по делам несовершеннолетних Столинского РОВД лейтенантом милиции Козелом В.О., сотрудником Столинского РОСК Колб В.В.;
участие в районных соревнованиях по пулевой стрельбе на призы совета Столинской районной организационной структуры ДОСААФ;
участие в районных соревнованиях по пулевой стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся учреждений общего среднего образования, приуроченные к Году качества и Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь (диплом II степени);
участие в районном этапе республиканского конкурса «Я патриот своей страны» в рамках белорусско-российского проекта «Поезд Памяти», (диплом участника районного этапа);
урок памяти «О чём звонят колокола Хатыни», посвященный 81-ой годовщине трагедии в Хатыни;
участие в учебно-тренировочных сборах «Победитель» на базе учреждения образования «Брестский государственный областной центр молодёжного творчества» «Молодёжный патриотический центр» (учащийся 10 класса Адамчук Владислав);
акция «Места памяти»;
экскурсия в Музей пионерской славы д. Пинковичи;
торжественная линейка к 30-летию принятия Конституции Республики Беларусь;
участие в праздничном шествии поколений «Беларусь помнит. Помним каждого» в рамках мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»;
участие в слёте военно-патриотических клубов органов пограничной службы «Юная граница». По результатам слёта команда заняла 2 место в конкурсе «Снайпер». В личном зачёте у Адамчука Владислава 2 место в конкурсе «Меткий стрелок», у Цимбала Александра 2 место в конкурсе «Следопыт». В общем зачёте команда школы заняла 4 место;
участие знамённой группы в торжественном параде в День Независимости Республики Беларусь (3 июля).
Таким образом, проведенные по военно-патриотическому воспитанию мероприятия позволили воспитать у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти, формированию у учащихся моральной и физической готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества.
проведение уроков мужества, дней воинской славы, мероприятий по увековечиванию памяти павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины;
благоустройство воинских захоронений и др.;
проведении встреч с узниками фашизма и оказание им шефской помощи, а также с воинами-интернационалистами;
тематические экскурсии в музеи, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», «Юная граница») и иные патриотические проекты и конкурсы;
профессиональную ориентацию учащихся на осознанный выбор военной профессии, а также других силовых структурах;
взаимодействие с патриотическими клубами.
2 ЭТАП. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫЙ ГОД (второй структурный раздел плана).
Целью военно-патриотического воспитания учащихся в 2024/2025 учебном году является формирование у них патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по ее защите, развитие необходимых для этого способностей.
Задачи военно-патриотического воспитания учащихся:
развитие у учащихся чувства гордости за историческое прошлое своего Отечества;
воспитание почтительного отношения к Государственному гербу, Государственному флагу и Государственному гимну Республики Беларусь;
воспитание уважения к истории и национальной культуре;
формирование ценностей: общечеловеческих (здоровье, семья, благополучие, счастливая жизнь и др.), национальных (язык, культура, традиции и обычаи нации, малая родина, толерантность, коллективизм и др.), направленных на сплочение белорусов (стабильность, безопасность, мирное небо, социальная обеспеченность, равенство, справедливость и др.), военно-патриотических (Родина, Отечество, общество, гражданин, долг, честь, мужество, героизм и др.);
воспитание ответственности перед своим Отечеством, чувства долга перед страной; привитие исторической ответственности за происходящее в обществе;
моделирование в сознании учащихся военно-патриотических идеалов, образа человека-патриота (на примере граждан страны, совершивших героические поступки);
формирование готовности защищать интересы белорусского общества и государства, сражаться за Родину, свободу и независимость страны;
формирование морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества (самообладание, целеустремленность, волевой самоконтроль, стрессоустойчивость, ориентированность на выполнение социальных требований и др.);
овладение физическими умениями и навыками, необходимыми для защиты Отечества.
3 ЭТАП. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫЙ ГОД (третий структурный раздел плана).
План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждении общего среднего образования на учебный год.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Категория учащихся |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
1. |
Военно-идеологическое направление |
|||
1.1 |
Первый урок «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!» |
10 класс |
02.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, директор УО, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.2 |
Дискуссия «Роль патриотизма в формировании личности гражданина Республики Беларусь» |
5-11 классы |
07.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.3 |
Экскурсия по комендатуре р.п.Речица, войсковой части 1235 Пинского пограничного отряда |
5-8 классы |
Сентябрь- ноябрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.4 |
Торжественная линейка, посвящённая Дню рождения ОО «БРПО» (13 сентября) |
Учащиеся школы |
13.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.5 |
Тематический инф. час «В единстве народа – сила государства» |
1-11 классы |
13.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.6 |
Велопробег, посвящённый Дню народного единства |
5-8 классы |
14.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.7 |
Неделя народного единства. |
Учащиеся школы |
16.09-21.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.8 |
Выставка детского творчества приуроченная ко Дню народного единства «Мой край» |
3-9 классы |
17.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.9 |
Посещение Столинского краеведческого музея |
1-3 классы |
20.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.10 |
Конкурс рисунков «Моя страна» |
1-4 классы |
26.09-28.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.11 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона) |
8-11 классы
|
26.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.12 |
Информационный час «История опаленная войной» |
5-7 классы |
02.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.13 |
Велопробег, посвященный 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков |
5-8 классы |
05.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.14 |
Презентация «Мой край» |
1-4 классы |
10.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.15 |
Посещение Столинского краеведческого музея |
9 класс |
11.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель истории |
1.16 |
Лекторий «Мои права, мои обязанности» |
10-11 классы |
12.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.17 |
Посещение Речицкого музея народной славы |
4-5 классы |
Октябрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.18 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды) |
8-11 классы |
24.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.19 |
Интеллектуальная игра «Солдаты Великой Победы» |
5-9 классы |
01.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.20 |
Интерактивная беседа «Я – гражданин Республики Беларусь» |
10-11 классы |
16.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.21 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи) |
8-11 классы |
28.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.22 |
Посещение Столинского краеведческого музея |
6-8 классы |
Ноябрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.23 |
Конкурс знатоков «Родной свой край люби и знай» |
5-8 классы |
13.12.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.24 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией) |
8-11 классы |
19.12.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитани, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.25 |
Посещение Столинского краеведческого музея |
9-11 классы |
Декабрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.26 |
Дискуссия «Что значит быть патриотом сегодня?» |
5-8 классы |
03.01.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.27 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования) |
8-11 классы |
23.01.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.28 |
Информационный час «Позабыть такое не возможно, потому что позабыть нельзя», 82 года со дня сожжения д.Ворони |
1-11 классы |
14.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.29 |
Декада мужества, посвящённая: Дню юного героя-антифашиста (8 февраля); Дню памяти воинов-интернационалистов (15 февраля); Дню защитника Отечества (23 февраля) |
1-11 классы |
10.02-15.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.30 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования) |
8-11 классы |
27.02.2025
|
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания, классные руководители |
1.31 |
Беседа «Я – гражданин Республики Беларусь» |
1-11 классы |
01.03.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.32 |
Акция «Мы – граждане Беларуси!», посвящённая Дню Конституции Республики Беларусь |
5-11 классы |
15.03.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.33 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России) |
8-11 классы |
20.03.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.34 |
Викторина «Мы - единый народ» День единения народов Беларуси и России |
5-11 классы |
02.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе |
1.35 |
12 апреля – День авиации и космонавтики
|
1-11 классы |
12.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.36 |
ШАГ «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными в государственные органы) |
8-11 классы |
24.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.37 |
Воспитательное мероприятие «Чернобыль – боль моей души» |
5-11 классы |
26.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.38 |
Воспитательное мероприятие ко Дню Победы «Помним. Не забудем!» |
1-11 классы |
03.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.39 |
Праздничный митинг посвящённый «Дню Победы»
|
Учащиеся школы |
09.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
1.40 |
Квест «В символах наши корни» |
5-9 классы |
10.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
1.41 |
Мероприятия посвящённые Дню Государственного герба, Государственного флага и Государственного гимна Республики Беларусь |
1-11 классы |
12.05.-17.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
1.42 |
Воспитательное мероприятие «Судьба моей семьи в истории моей страны» |
5-7 классы |
14.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
ШАГ «Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях, Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев) |
8-11 классы |
15.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
|
2. |
Военно-историческое направление |
|||
2.1 |
Виртуальная экскурсия по иммерсивному музею с историко-художественными экспозициями «Поезд Победы» |
5-8 классы |
06.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.2 |
Тематическая неделя ко Дню народного единства «Созидая – залог мирной и счастливой жизни» |
Учащиеся школы |
09.09-17.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
2.3 |
Кинолекторий «На другом берегу» |
6-11 классы |
13.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
2.4 |
Велопробег приуроченный Дню народного единства «По той земле, где ты родился» |
5-8 классы |
14.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.5 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
Учащиеся школы |
16.09-21.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.6 |
Единый урок ко Дню народного единства. |
1-11 классы |
17.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.8 |
Урок памяти «Нам этот мир завещано беречь» |
10-11 классы |
21.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.9 |
Интеллектуальная викторина «Военная техника и вооружение» |
5-8 классы |
03.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.10 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
5-9 классы |
14.10-19.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель истории |
2.11 |
Квест «Служу Родине» |
9-11 классы |
15.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.12 |
Урок памяти «Дети войны» |
Учащиеся школы |
18.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.13 |
Внеклассное мероприятие «Дети – жертвы геноцида в годы ВОВ» |
5-8 классы |
19.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.14 |
80 лет со дня открытия Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны |
1-4 классы |
22.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители, учитель истории |
2.15 |
Проведение информационных часов, посвящённых Дню Октябрьской революции (7 ноября) |
Учащиеся школы |
04.11-09.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители, учитель истории |
2.16 |
Экскурсия в школьный краеведческий уголок |
1-4 класс |
12.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.17 |
Виртуальная экскурсия по музею обороны «Брестская крепость-герой» |
5-8 классы |
15.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.18 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
10-11 классы |
18.11-23.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.19 |
Экскурсия в музей имени С.П.Каплуна (ГУО «Средняя школа №2 г.Столина им.С.П.Каплуна») |
Учащиеся школы |
Декабрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.20 |
Интеллектуальная викторина «Военная техника и вооружение» |
8-11 классы |
07.12.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.21 |
Киномарафон «Смотри и помни» |
5-11 классы |
09.01.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.22 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
10-11 классы |
13.01-18.01.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.23 |
Тематическая неделя “27 января – день памяти жертв Холокоста” |
1-11 классы |
20.01-28.01.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.24 |
Республиканская декада «Афганістан у лёсах нашых землякоў» |
Учащиеся школы |
Февраль |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.25 |
Экскурсия в музей воина-интернационалиста (ГУО «Ребельская средняя школа») |
Учащиеся школы |
Февраль |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.26 |
Квест игра “Пионеры - герои” |
5-8 классы |
01.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.27 |
Линейка, посвящённая Дню юного героя антифашиста «Маленькія героі вялікай вайны» |
1-11 классы |
07.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
2.28 |
Кинолекторий «Афганистан или поколение опаленное войной» |
5-11 классы |
15.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.29 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
Учащиеся школы |
17.02-22.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.30 |
Единый урок к 82-ой годовщине трагедии в Хатыни |
1-11 классы |
Март |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.31 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
Учащиеся школы |
17.03-22.03.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.32 |
Республиканская декада общественно патриотических дел «Чернобыль. Сохраняя память…» |
Учащиеся школы |
Апрель |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители |
2.33 |
Кинолекторий «Узники концлагерей» |
5-11 классы |
05.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.34 |
Урок памяти «Памяти узников концлагерей посвящается» |
5-8 классы |
11.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.35 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
Учащиеся школы |
14.04-19.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.36 |
Урок памяти «18 апреля – Международный день памятников и исторических мест» |
9-11 классы |
18.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.37 |
Месячник патриотического воспитания «Нет, не забыть о той войне» |
Учащиеся школы |
01.05-31.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, зам. по воспитательной работе, классные руководители |
2.38 |
Воспитательное мероприятие «Нам этот мир завещано беречь» |
5-11 классы |
07.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.39 |
Вахта памяти «Слава тебе, победитель-солдат!» |
Учащиеся школы |
09.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
2.40 |
Проведение информационных часов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» |
1-11 классы |
12.05.-17.05.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.41 |
Акция ко Дню всенародной памяти жертв ВОВ и геноцида белорусского народа |
Учащиеся школы |
22.06.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
2.42 |
Акция ко Дню Независимости Республики Беларусь (День Республики) |
Учащиеся школы |
03.07.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
3. |
Военно-спортивное направление |
|||
3.1 |
Спортивный праздник, посвящённый началу учебного года |
6-8 классы |
14.09.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.2 |
Спортивно-патриотическая игра «День туриста» |
Учащиеся школы |
12.10.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.3 |
День здоровья «Осенний кросс» |
Учащиеся школы |
09.11.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, рук. физ воспитания |
3.4 |
Турнир по дартсу «Самый меткий» |
5-7 классы 8-11 классы |
14.12.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.5 |
Военно-спортивная игра «Школьный десант» |
1-4 классы |
21.12.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.6 |
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки «Самый меткий стрелок» |
6-8 классы |
27.12.2024 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.7 |
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки «Самый меткий стрелок» |
9-11 классы |
11.01.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.8 |
Смотр строя и песни, посвящённых ко Дню защитника Отечества |
1-11 классы |
21.02.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители, руководитель физ воспитания |
3.9 |
Спортивный конкурс «Марш - бросок» |
9-11 классы |
07.03.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.10 |
Соревнования «Золотая скакалка» |
1-4 классы |
12.04.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
3.11 |
Военно-патриотическая игра «Зарница» |
6-11 класы |
Май |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель физ воспитания |
4. |
Обеспечение соблюдения требований и норм безопасности при организации образовательного процесса |
|||
4.1 |
Контроль за соблюдением требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, в том числе при проведении учебных занятий по допризывной подготовке |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
4.2 |
Контроль за созданием безопасных условий при организации информационной работы, направленной на предупреждение деструктивного информационного воздействия на участников образовательного процесса |
Учащиеся школы |
В течение года |
Зам. директора по учебно-воспитательной работе, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
5. |
Профилактическая работа с учащимися |
|||
5.1 |
Индивидуальные, групповые беседы с учащимися с целью профилактики правонарушений, вредных зависимостей |
Учащиеся школы |
В течение года |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
5.2 |
Индивидуальная работа с обучающимися, требующими особого педагогического внимания |
Учащиеся школы |
В течение года |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
5.3 |
Участие в заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
5.4 |
Участие в проведении профилактических рейдов (в том числе по выявлению фактов курения на территории учреждения образования) |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
|
6. |
Профориентационная работа с учащимися |
|||
6.1 |
Профориентационная беседа с представителями Пинского пограничного отряда |
9-11 класс |
Октябрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
6.2 |
Профориентация, показ презентации «Военная академия Республики Беларусь» |
9-11 класс |
Декабрь |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
6.3 |
Профориентационная беседа с представителями Столинского военного комиссариата |
9-11 классы |
Январь-Февраль |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
6.4 |
Организация профориентационной работы с учащимися для оказания помощи в осознанном выборе ими обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности (помощь военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности) |
Учащиеся школы |
Ежеквартально |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители
|
6.5 |
Подготовка учащихся к военной службе: приписка учащихся к призывным участкам; ведение воинского учета призывников в учреждении образования оформление личных дел допризывников |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
6.6 |
Организация взаимодействия с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр) учреждений высшего образования с целью повышения престижа военной службы среди учащейся молодежи |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7. |
Иные направления работы |
|||
7.1 |
Проведение акций «Обелиск» |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7.2 |
Проведение единых дней информирования, посвящённых Году качества |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
|
7.3 |
Проведение тематических классных часов «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!» |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7.4 |
Встречи с ветеранами Вооружённых Сил, воинами-интернационалистами, военнослужащими Вооружённых Сил Республики Беларусь |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7.5 |
Эстафета волонтёрских дел по оказанию помощи пожилым гражданам, наведению порядка на местах захоронений «Доброты не бывает много…» |
Учащиеся школы |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7.6 |
Учебно-тренировочные сборы по военно-патриотической подготовке «Победитель» на базе УО «Молодежный патриотический центр» |
Учащиеся 10 класса |
В течение года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7.7 |
Районные соревнования по стрельбе |
Учащиеся школы |
Февраль |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
7.8 |
Участие в мероприятии ко дню освобождения г.Столина от немецко-фашистских захватчиков |
Учащиеся школы |
07.07.2025 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
№ п/п |
Фамилия, имя, класс (основной состав) |
Фамилия, имя, класс (запасной состав) |
1 |
Адамчук Владислав, 11 класс |
Бык Валерия, 8 класс |
2 |
Гарцуев Иван, 10 класс |
Исправников Илья, 8 класс |
3 |
Лугин Иван, 11 класс |
Цимбал Александр, 8 класс |
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата |
1 |
Теоретическая подготовка |
6 |
|
1.1 |
Введение. История малой Родины - родного края. Ратная история Беларуси и история вооруженных сил. Вооруженные силы и силовые структуры Республики Беларусь, их история. |
3 |
07.09.2024 14.09.2024 21.09.2024 |
1.2 |
Просмотр видеоматериалов обучающего характера о порядке осуществления ритуальных действий с государственным флагом Республики Беларусь, выполняемых Ротой Почетного караула Министерства обороны Республики Беларусь, а также другими частями и подразделениями вооруженных сил и внутренних войск Республики Беларусь. |
3
|
28.09.2024 05.10.2024 12.10.2024 |
2 |
Строевая подготовка |
22 |
|
2.1 |
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Строевая стойка. |
3
|
19.10.2024 26.10.2024 09.11.202 |
2.2 |
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении. |
6
|
16.11.2024 23.11.2024 07.12.2024 14.12.2024 11.01.2025 18.01.2025 |
2.3 |
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. |
4
|
01.02.2025 08.02.2025 15.02.2025 22.02.2025 |
2.4 |
Строи отделения. Размыкание-смыкание строя. Перестроение. Движение отделения. |
5 |
15.03.2025 22.03.2025 05.04.2025 12.04.2025 19.04.2025 |
2.5 |
Строи отделения. Движение с исполнением песни, выполнением воинского приветствия. |
4
|
26.04.2025 03.05.2025 17.05.2025 24.05.2025 |
Всего: |
28 |
|
Общие положения
Целенаправленное, систематическое использование символов, атрибутов, ритуалов открывает большие возможности для повышения эффективности военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО).
Государственный флаг Республики Беларусь (далее – Флаг) выносится при проведении торжественных мероприятий членами знаменной (церемониальной) группы на линейках, торжественных собраниях, праздниках и других церемониях.
Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, масштаба проводимого мероприятия, контингента учащихся. Численный состав знаменной группы (основной состав) может колебаться от 1 учащегося (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента).
Знаменная группа имеет свою экипировку:
военная форма (парадная форма одежды) при наличии права ее ношения или одежда делового стиля черно-белого цвета;
знаменная лента при наличии права ее ношения (одевается через правое плечо к левому боку);
белые перчатки.
Используемый знаменный группой Флаг должен соответствовать требованиям, представленным в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
Справочно: Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3.
При проведении церемоний и других торжественных мероприятий на верхнем конце древка Государственного флага Республики Беларусь закрепляется навершие ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичным ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Навершия изготавливаются из металла желтого цвета.
Отбор учащихся в состав знаменной группы
Члены знаменной группы выбираются из числа учащихся II (8–9 классы) и III ступеней общего среднего образования, являющихся членами актива ученического самоуправления, первичной организации ОО «БРСМ», спортивных команд, победителей и участников конкурсов, фестивалей, олимпиад, показавших высокий уровень подготовки в отдельных предметных областях, особые успехи в научно-исследовательской, творческой, интеллектуальной и другой деятельности, не имеющих нарушений правил внутреннего распорядка, преступлений и правонарушений. Выборы могут быть организованы на конкурсной основе. При выборе членов знаменной группы также учитываются особенности физического развития учащихся (конституция, рост, группа здоровья).
При необходимости следует организовать проведение родительского собрания (групповой беседы) с родителями учащихся, отобранных в знаменные группы, в ходе которого разъясняются цель и задачи знаменной группы, требования, предъявляемые к учащимся, необходимость практической и теоретической подготовки, осуществляется знакомство с руководителем соответствующей группы.
Состав знаменной группы и порядок ее подготовки утверждается приказом директора УОСО (состав знаменной группы утверждается после рассмотрения кандидатур на заседании педагогического совета с учетом мнения учащихся (согласование органа ученического самоуправления, Совета первичной организации ОО «БРСМ»)). Руководителем знаменной группы может быть назначен педагогический работник (руководитель ВПВ, педагог-организатор и другие) или учащийся, обладающие соответствующим опытом, физическими и морально-психологическими качествами. Ответственным за подготовку знаменной группы назначается руководитель ВПВ (при его отсутствии – педагог учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», руководитель физической культуры и спорта, другой педагог, имеющий соответствующий опыт).
Члены знаменной группы обязаны:
знать историю Государственного герба, флага, гимна Республики Беларусь;
воспитывать личным примером уважение к Государственному флагу Республики Беларусь;
соблюдать правила обращения с Государственным флагом, стремиться каждый связанный с ним ритуал сделать содержательным и выразительным;
овладевать строевыми приемами, техникой и методикой проведения церемоний вноса и выноса Государственного флага;
быть примерным, дисциплинированным учащимся, иметь опрятный внешний вид.
Организация занятий по строевой подготовке
В ходе теоретической и практической подготовки учащихся – участников знаменной группы необходимо формировать уважительное отношение к Государственному флагу, учить грамотному обращению с ним. В ходе практической подготовки знаменосцев и ассистентов целесообразно начинать с отработки элементов одиночной строевой подготовки. Важно постоянно совершенствовать строевые умения знаменной группы, стремясь к точности, четкости, синхронности и красоте движений. Строевая подготовка помогает вырабатывать выносливость, ответственность, правильную осанку, умение держать себя на публике, слаженно работать в команде.
Обучение знаменных групп по строевой подготовке и выполнению ритуальных действий должно составлять не менее 20–22 часов за учебный год, проведение занятий по изучению теоретического материала должно составлять 5–6 часов (включая просмотр видеоматериалов).
В ходе организации строевой подготовки осуществляется отработка выполнения в составе знаменных групп следующих ритуальных действий:
внос и вынос Флага фронтом и колонной церемониальным шагом;
расположение знаменосца и ассистентов у Флага в положении «Смирно»;
смена знаменных групп (с передачей Флага): смена спереди, смена сзади, смешанная смена;
движение знаменной группы в походном строю;
преклонение Флага (минута молчания) и другое.
Каждое занятие по строевой подготовке для знаменной группы должно состоять из трех частей:
вводной части, в течение которой проводится осмотр внешнего вида и выход к месту занятий на строевой плац (площадку), объявляется тема, цель занятия и учебные вопросы;
основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом под команду руководителя;
заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и дать оценку действиям учащихся, отметить их достижения и дать задание для самостоятельной подготовки.
Руководитель занятия объявляет тему, цель занятий и учебные вопросы, после чего начинает занятие с повторения изученного накануне приема. Затем приступает к изучению и тренировке нового приема.
Руководитель занятия сначала показывает выполнение строевого приема в целом, а затем по элементам. Показ по элементам производится в медленном темпе, а потом в обычном.
Методика обучения строевым приемам
Обучение строевым приемам необходимо проводить в следующей последовательности:
- ознакомление с приемом;
- разучивание приема;
- тренировка.
Ознакомление с приемом должно дать учащимся правильное представление о нем. Для этого необходимо:
- назвать прием или действие и указать, где и для какой цели оно применяется;
- подать команду, по которой выполняется прием;
- показать выполнение приема в целом, а затем в медленном темпе и по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.
Разучивание приема проводится с целью правильного его выполнения учащимися. В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться:
- в целом, если прием несложный;
- по разделениям, если прием сложный;
- с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.
Разучивание строевого приема или действия (его части) начинается с ознакомления. Для этого руководитель занятия образцово показывает учащимся порядок выполнения приема или действия в целом, а затем по частям (по разделениям), попутно объясняя действия.
Показ необходимо сопровождать кратким объяснением. Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые не дают полного представления путем наблюдения.
Объяснение должно быть кратким и доходчивым. Оно ориентирует учащихся на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия. В результате этого восприятие показанных приемов и действий становится более целеустремленным, учащиеся быстрее и более ясно представляют, что от них требуется для успешного овладения изучаемыми приемами или действиями.
После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три тесно связанных между собой основных этапа:
- расчленение приема или действия (сложного) на части (элементарные действия) и выполнение каждого элементарного действия в отдельности;
- последовательное объединение отдельных элементарных действий в группы, а затем – в одно целое;
- выработка автоматизма действий, который приобретается благодаря многократным повторениям (тренировкам), подчиненным задаче быстрейшего и правильного выполнения приема или действия.
Тренировка в выполнении приема заключается в многократном его повторении до выработки у учащихся прочных навыков. Тренировка проводится вначале в медленном темпе, а затем в обычном. Ошибки, допускаемые отдельными учащимися, исправляются попутно во время тренировки.
Строевые приемы и упражнения
В ходе строевой подготовки осуществляется отработка основных приемов и упражнений.
Строевая стойка является основой правильного выполнения всех строевых приемов.
Повороты на месте. После отработки строевой стойки начинается обучение поворотам на месте, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. Следует придерживаться и последовательности отработки – поворот направо, налево и кругом, а затем повороты вполоборота направо и налево.
Строевой шаг. Разучивание строевого шага как наиболее сложного приема, исполнение которого требует от учащихся особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног, целесообразно проводить по разделениям с помощью подготовительных упражнений. После отработки упражнения руководитель занятия приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 60 - 70 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110 - 120 шагов в минуту.
Поворот кругом в движении. Приступая к изучению поворота кругом в движении руководитель занятия обращает особое внимание на то, что поворот в движении кругом в отличие от поворотов направо и налево, осуществляется на носках обеих ног и движение после поворота начинается с левой ноги в тот момент, когда ноги находятся на носках.
Выход из строя, возвращение в строй. Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй руководитель занятия начинает из развернутого одношереножного, а потом из двухшереножного строя.
Действия знаменной группы при вносе и выносе Государственного флага
Действия знаменной группы при вносе и выносе Государственного флага осуществляются в соответствии со следующими требованиями.
В строю, стоя на месте, знаменосец держит Флаг у ноги свободно опущенной правой рукой. Нижний конец древка должен находиться у середины ступни правой ноги. Ассистенты стоят по сторонам (слева, справа, спереди, сзади от знаменосца, в зависимости от варианта выноса Флага), дистанция между членами знаменной группы – вытянутая рука, руки опущены вдоль туловища, пальцы рук полусогнуты.
Внос Флага. Знаменосец стоит с Флагом на исходной позиции – сзади левого фланга линейки или за пределами зала, площадки. Для движения по предварительной команде «Шагом марш!» знаменщик переносит Флаг на левое плечо и держит его левой рукой, вытянутой по древку, а правую руку опускает. Все команды произносятся негромко, четко.
Во время выноса Флага и при движении перед строем в торжественных случаях, впереди колонны на параде знаменосец слегка наклоняет Флаг влево и чуть вперед, держит древко знамени двумя руками: левой согнутой и правой вытянутой руками. Локоть левой руки приподнят до уровня плеча, на уровне груди. Угол руки в локте и угол между левой рукой и туловищем равен 90°, правая рука почти прижата к бедру. Такое положение Флага при выносе в торжественных случаях наиболее выразительно и удобно, при этом нижний конец древка должен находиться на высоте 50–60 см от земли.
Движение с Флагом начинается по команде руководителя «Знаменщик, за мной, шагом – Марш». По этой команде знаменщик и ассистенты начинают движение.
Когда знаменная группа с Флагом приблизится на 40–50 шагов к месту построения, руководитель мероприятия командует: «Под Государственный флаг Республики Беларусь – СМИРНО», если учащиеся и педагоги расположены «в линию», дополнительно дается команда: «Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО)».
По этой команде все поворачивают голову в сторону Государственного флага Республики Беларусь и провожают его взглядом, поворачивая вслед за ним голову.
Когда знаменная группа занимает заранее определенное место, руководитель мероприятия подает знак для остановки фонограммы (оркестру (барабанщикам) – для прекращения игры) и командует: «ВОЛЬНО». Знаменосец и ассистенты должны, четко знать маршрут движения, идти обязательно в ногу строевым шагом, не спешить. Ассистенты с момента команды «Шагом марш!» и до команды «Вольно!» принимают положение «смирно», в том числе и при движении.
Флаг проносится вдоль линейки (строя) слева направо по отношению к строю и останавливается перед строем на правом фланге (слева от ведущих).
Знаменная группа во время выноса Флага может идти:
- развернутым строем (знаменная группа в одной линии, слева знаменосец). На больших торжественных мероприятиях при прохождении знаменосец с ассистентами идут рядом, фронтом в три человека. Это основной строевой прием;
- «треугольником» (ассистенты на шаг позади знаменосца). Прием используется в случаях, если знаменной группе необходимо вынести Флаг в узком месте. Ассистенты следуют на шаг позади, образуя вместе с идущим впереди знаменосцем треугольник;
- в колонну (двигаются колонной по одному) – впереди первый ассистент, за ним в затылок знаменосец, позади еще один ассистент.
Вынос Флага. Для выноса Государственного флага Республики Беларусь (Знамени) руководитель мероприятия командует: «Под Государственный флаг Республики Беларусь – СМИРНО», если учащиеся и педагоги расположены «в линию», дополнительно дается команда: «Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО)».
Когда знаменщики удалятся на 40–50 шагов, руководитель мероприятия подает знак для остановки фонограммы (оркестру (барабанщикам) – для прекращения игры) и командует: «ВОЛЬНО».
Заключительные положения
Информацию о составе знаменных групп целесообразно размещать в информационном пространстве УОСО (информационные стенды, сайт). При подготовке фото- и видеоотчетов о проведении торжественных мероприятий особое внимание должно быть уделено представлению торжественных церемоний вноса и выноса Флага (торжественный характер церемониала, четкость и красота движений).
Государственный флаг Республики Беларусь, используемый знаменной группой, хранится в УОСО в специально отведенном месте (школьный музей, учительская). Место хранения Флага и ответственный за хранение определяется локальным нормативным актом учреждения образования.
С целью обеспечения высокого уровня теоретической и практической подготовки на уровне района (города) целесообразно организовать проведение Школы знаменных групп (заседания (занятия), в том числе на базе воинских подразделений, ресурсных центров – не менее 2 раз в год) и Смотра знаменных групп учреждений общего среднего образования (1 раз в год).
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, воспитание у подрастающего поколения основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.
Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.
Важнейшим показателем сформированности у обучающихся гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.
1. Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета
В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Правовое регулирование, порядок использования и описание государственных символов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, определяется Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" (далее – Закон).
Законом определено, что граждане Республики Беларусь, а также находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважительно относиться к Государственному флагу Республики Беларусь, Государственному гербу Республики Беларусь и Государственному гимну Республики Беларусь.
Государственный флаг Республики Беларусь и Государственный герб Республики Беларусь были приняты на республиканском референдуме 14 мая 1995 года и утверждены Указами Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 года №213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».
Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.
Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.
2
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.
Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.
Во второе воскресенье мая в Республике Беларусь отмечается государственный праздник – День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.
В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70метровая стелафлагшток, на которой прикреплен самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
2. Формы и методы работы по изучению государственной символики Республики Беларусь в учреждениях образования
Формирование понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним в учреждениях образования направлено на постепенное и поэтапное приобщение обучающихся к основам идеологии белорусского государства, на формирование активной гражданской позиции, чувства любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за развитие и процветание.
3
Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей обучающихся.
Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.
Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.
Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература». Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников. Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы: рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении дошкольников с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их; рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград (при встречах с ветеранами войны и труда и др.)); привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям,
4
отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь; объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы); беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.); наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников; чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др.
Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой Республики Беларусь, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования. Так, в учебно-методическом комплексе «Свет, у якім я жыву» («Мир, в котором я живу») авторов А.Л. Давидович, Е.И. Смолер представлены конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема «Республика Беларусь, символы государства»). В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой и формированию уважительного отношения к ней главная роль отводится педагогическим работникам и родителям (законным представителей воспитанников), которые своим примером должны показывать уважительное и бережное отношение к государственным символам Республики Беларусь. Целесообразно организовать сотрудничество и взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи, включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть проведение консультаций для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников; подготовка и размещение информационных стендов соответствующей тематики в помещениях учреждения дошкольного образования и др.
В учреждениях общего среднего образования работу по формированию у учащихся знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним целесообразно начинать с первого урока в I классе. На первом уроке первоклассники знакомятся с учебным пособием «Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. На с. 5 учебного пособия представлены изображения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, текст Государственного гимна Республики
5
Беларусь. Целесообразно организовать с учащимися беседу, в ходе которой объяснить элементы государственных символов, обратить особое внимание на необходимость уважительного отношения к государственным символам, прослушать Государственный гимн Республики Беларусь, объяснить правила поведения при звучании государственного гимна. Особое внимание рекомендуется обратить на глубокий смысл слов гимна: “мірныя людзі, сэрцам адданыя, любімая маці-Радзіма і г.д.”. При рассмотрении иллюстраций на с. 6-7 учебного пособия следует обратить внимание первоклассников на использование государственных символов (на зданиях, во время спортивных соревнований, праздников, парадов и др.).
Методические рекомендации по проведению беседы с первоклассниками размещены в электронном приложении к учебному пособию «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. При наличии технической возможности учащиеся могут выполнить задания по теме “Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь”, размещенные в электронном приложении к учебному пособию.
Большим потенциалом в формировании знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним на I ступени общего среднего образования обладают учебные предметы «Беларуская мова», «Мая Радзіма – Беларусь».
На уроке белорусского языка при изучении темы «Сімвалы Беларусі» (I класс) целесообразно, опираясь на иллюстрации, актуализировать уже известные учащимся сведения о государственных символах Республики Беларусь; организовать беседу о роли и значении государственных символов с опорой на жизненный опыт и наблюдения учащихся (где используются государственные символы и для чего). Формированию у первоклассников эмоционально-ценностного отношения к государственным символам будет способствовать чтение/слушание сказки В. Липского “Браты”, работа с текстами и иллюстрациями на страницах учебного пособия “Беларуская мова. 1 класс”.
Перед заучиванием учащимися фрагмента (первого куплета и припева) Государственного гимна Республики Беларусь целесообразно провести с ними беседу, направленную на понимание смысла текста и отдельных слов (кого можно назвать «мірныя людзі»? что значит «сэрцам адданыя роднай зямлі»? что означают слова «шчыра сябруем», «сілы гартуем», «квітней, Беларусь»).
Для закрепления знаний учащихся о государственных символах можно организовать викторину «Дзе і калі выкарыстоўваюцца Дзяржаўныя сімвалы нашай краіны?» (на основе материала и методических рекомендаций к учебному пособию “Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь першакласніку”).
На уроках учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» в процессе изучения тем «Дзяржаўны герб нашай краіны», «Сцяг беларускай дзяржавы» необходимо организовать работу, направленную на усвоение учащимися смысла каждого элемента государственной символики Республики Беларусь. При этом можно использовать частично-поисковые методы обучения: организовать работу учащихся в группах с предметами, которые
6
ассоциативно связаны с элементами Государственного герба Республики Беларусь (бант из красно-зеленой ленты, цветки льна и клевера, звёздочка, глобус, фотография восхода солнца); предложить группам установить ассоциативную связь с соответствующим элементом государственного герба, прочитать о нем в параграфе и рассказать о значении этого элемента.
При изучении указанных тем необходимо актуализировать уже известную учащимся информацию об уважительном отношении к государственной символике. Для организации беседы с учащимися можно использовать реальные истории героического спасения флага в годы Великой Отечественной войны, фрагменты спортивных телепередач в момент вручения спортсменам наград, звучания государственного гимна и поднятия государственного флага. Принципиально важно при этом обращать внимание учащихся на следующие аспекты: эмоциональное состояние человека в момент поднятия флага своей страны; осмысление того, что победа добыта для своей страны, а значит для своих близких, родных людей, которые каждодневным трудом укрепляют государство, делают всё для того, чтобы эти победы состоялись. Можно обсудить с учащимися гражданственность поступка белорусской спортсменки, которая покинула пьедестал, когда организаторы соревнований по ошибке включили гимн другой страны. В соответствии с учебной программой по учебному предмету «Музыка» на учебных занятиях в I–IV классах учреждений общего среднего образования изучается «Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь» (муз. Н. Соколовского, сл. М. Климковича и В. Каризны). При проведении с учащимися беседы о гимне как одном из важнейших государственных символов, следует уделить внимание истории его создания, охарактеризовать особенности музыкальной и текстовой составляющих гимна, обратить внимание на величавую и торжественную музыку гимна; объяснить, что гимн исполняется на торжественных мероприятиях, что его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главному музыкально-поэтическому произведению страны. В IV классе учащиеся должны знать текст Государственного гимна Республики Беларусь и уметь его исполнять.
На II и III ступенях общего среднего образования учащиеся изучают вопросы, связанные с государственной символикой Республики Беларусь, на уроках истории Беларуси, обществоведения.
При изучении темы «Становление государственного суверенитета» учащиеся знакомятся с результатами проведения республиканского референдума 14 мая 1995 г., одним из вопросов которого был вопрос о государственных символах Республики Беларусь.
Принципиально важно объяснить учащимся причину вынесения этого вопроса на референдум: Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года в результате голосования утвердил Государственный герб «Погоня» и Государственный флаг с тремя горизонтальными полосами (бело-красно-белый), но многие жители Беларуси высказывали недовольство по поводу такой символики, потому что она применялась с согласия оккупационных властей на захваченной немецко-фашистскими войсками территории Беларуси во время Великой Отечественной войны.
7
На данном уроке целесообразно актуализировать знания учащихся об элементах Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, использовании государственных символов, необходимости уважительного отношения к ним. Необходимо объяснить учащимся, что надругательство над государственными символами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Изучение исторических, политических, правовых, художественных аспектов государственных символов Республики Беларусь может являться предметом исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Для формирования у учащихся уважительного отношения к государственным символам следует активно задействовать потенциал краеведческой и туристско-экскурсионной работы, работы на базе музеев учреждений образования, встреч и бесед с людьми, пользующимися уважением окружающих (государственными и общественными деятелями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами и др.). В содержание проводимых воспитательных мероприятий рекомендуется включать вопросы, связанные с содержанием и смыслом государственных символов, их ролью и значением в жизни отдельного человека, общества.
Вопросы, связанные с государственными символами, их значением в жизни общества могут обсуждаться с учащимися на занятиях объединений по интересам (нумизматика, филателия, фалеристика и др.).
В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь в учреждениях образования необходимо организовать тематические мероприятия (информационные, классные часы, беседы, конкурсы, викторины и др.), включив в их содержание факты, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны.
В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.
Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Республики Беларусь принадлежит библиотекам учреждений образования. Они должны осуществлять подбор художественной, документальной литературы и публикаций из периодической печати о государственной символике нашей страны и примерах уважительного отношения к ней.
В библиотеках рекомендуется создать тематические выставки на темы: «Геральдика белорусского государства», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь».
3. Использование государственной символики в учреждениях образования
Использование государственных символов в учреждениях образования должно быть направлено на формирование у обучающихся уважения к государственным символам, к личности Главы государства – Президенту Республики Беларусь, олицетворяющему единство нации, обеспечивающему политическую и экономическую стабильность страны.
8
В учреждениях образования в обязательном порядке оформляются уголки государственной символики (фойе, актовый зал или музей учреждения образования).
Государственная символика должна присутствовать в кабинетах руководителей учреждения, в учебных кабинетах, классах.
В учреждениях образования государственные символы используются при проведении мероприятий республиканских патриотических акций, других торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, тематических воспитательных мероприятий, посвященных государственной символике.
Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь является обязательным при проведении следующих мероприятий:
в дни начала и окончания учебного года в учреждениях образования (торжественная линейка, приуроченная к началу учебного года, последний звонок);
при проведении торжественных мероприятий, на которых выпускникам вручаются аттестаты об общем среднем образовании, свидетельства о базовом образовании;
при проведении мероприятий «Посвящение в первоклассники», Посвящение в гимназисты (лицеисты)»;
при проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и праздничным дням в Беларуси (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь");
при открытии и закрытии спортивных соревнований в учреждении образования и за его пределами в соответствии с правилами организации этих соревнований;
при проведении мероприятий, посвященных приему в члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ»;
при проведении в учреждениях образования гражданско-патриотической акции «Я гэты край Радзімаю заву», республиканской военно-патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним», республиканского конкурса летописей учреждений образования «Связь времен, традиций, поколений», торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам (День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День Независимости Республики Беларусь и др.);
при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования: региональных форумов «Молодость. Традиции. Будущее», марафона молодых избирателей «Выбор молодых – наше будущее!», патриотического проекта «Я служу» и др.;
при открытии и закрытии заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и республиканского конкурса работ исследовательского характера;
9
при проведении мероприятий со студенческой молодежью: республиканского молодежного форума «Беларусь – это мы!», республиканского праздника «Молодежная столица Республики Беларусь», Республиканского конкурса «Студент года», «Национального студенческого форума» и др.;
при открытии и закрытии смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с круглосуточным пребыванием в летний период.
В учреждениях образования Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться педагогами и учащимися в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных и вокально-инструментальных вариантах. Также могут использоваться аудио- и видеозаписи.
Целесообразно популяризировать у учащейся молодежи и педагогических работников пение Государственного гимна в вокальном и вокально-инструментальном исполнении на торжественных мероприятиях.
Государственный флаг Республики Беларусь используется во время проведения всех мероприятий, указанных выше.
Государственный флаг Республики Беларусь обязательно устанавливается на зданиях учреждений образования.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : – принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.
2. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15.07.2015.
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020гг., утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 9 от 22.02.2016.
5. Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.
6. Государственная символика Республики Беларусь // http://president.gov.by/ru/simvolika_ru.